Игры и упражнения на развитие вестибулярной системы материал

Вестибулярная система — система поддержания равнове­сия — устанавливает наше положение в пространстве, в тесной связи со зрением и проприоцептивной системой. Помогает ребенку, преодолевая силу тяжести, сохранять вертикальное положение и свойственное только человеку прямохождение.

Начинает формироваться на 21 день беременности. Созревает к 11 годам.

Причины нарушения (несформированности) вестибулярной системы:
недостаток движения . Дети слишком много сидят! В нашем обществе растет склонность к стоячему и сидячему образу жизни и к передвижению на автомобиле. На хорошей детской площадке дети могут замечательно тренировать свою вестибулярную систему.
односторонне стимулирование органов чувств. Использование преимущественно зрительных и слуховых анализаторов.

Нарушения вестибулярного восприятия: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво.

И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем (см. материал «Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции»).

Скачать:

Вложение Размер
Игры и упражнения на развитие вестибулярной системы 25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития вестибулярной системы:

1. Катание с горки

2. Качание в гамаке, в покрывале, на качели

3. Катание на покрывале, матрасе с изменением траектории

4. Прыжки на одной, двух ногах

5. Игры с большим мячом

6. Движение с изменением направления

7. Ходьба по ленте, канату

8. Прыжки на скакалке

10. Катание на коньках, велосипеде

11. Метание в цель

12. Выполнение заданий, сидя на неустойчивой поверхности

13. Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча одной рукой : сначала рука и нога одноименные, затем разноименные. Можно варьировать это движение, подбрасывая и ловя мяч одной или двумя руками.

14. Стоя на балансировочной доске , ребенок выполняет задания (называет буквы алфавита, домашних и диких животных, признаки времен года, рассказывает стихотворение, считает до десяти (в прямом и обратном порядке) и пр.

— обмениваясь с ведущим мячом

— отбивая мяч-попрыгунчик от пола (в усложненном варианте – от наклонной поверхности)

— принимая от ведущего мешочки разного цвета, веса и размера (одной, двумя руками или попеременно)

— передавая мешочек из одной руки в другую, совершая им круг (в одну и в другую сторону)

— у пражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель.

15. Игра «Ловкие воробушки».

На площадке чертят круг диаметром 5–8 м. Внутрь круга становится водящий (выбранный по считалочке) – это «большая птица». Все остальные игроки – «воробушки», располагаются произвольно за линией круга. По сигналу педагога «воробушки» начинают прыгать на одной ноге, то впрыгивая в круг, то выпрыгивая из него. «Большая птица» в этот момент бегает внутри круга и не даёт «воробушкам» запрыгивать в круг, при этом, если успеет, то дотрагивается рукой до «воробушков», не выходя за линию круга. «Воробушек», которого клюнула «большая птица», продолжает играть в роли ведущего. При этом каждый игрок должен помнить, что прыгать можно только на одной ноге, а менять её можно только после 5 прыжков. Выигрывает ребёнок, который ни разу не был в роли ведущего.

16. Игра «Карусели».

«Сейчас мы будем кататься на карусели, — говорит педагог, — повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети движутся по кругу и произносят следующие слова:

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Вот и кончена игра.

Под эти слова карусель сначала медленно движется в одну сторону, потом темп речи и движений ускоряются, На слова «побежали» карусель меняет направление движения и кружится быстрее. Потом темп движений постепенно замедляется, и на слова «Вот и кончена игра» все останавливаются. Затем игра повторяется.

17. Игра «Кот Васька».

Педагог выбирает по считалке ведущего – «кота Ваську». Дети, взявшись за руки, водят хоровод. В середине круга спит – «кот». Дети, идя по кругу, говорят такие слова:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька кот –

Разобьёт наш хоровод.

После этих слов дети расцепляют руки и, прыгая на одной ноге, убегают от «кота». Кого «Кот Васька», прыжками на двух ногах, успеет словить (дотронуться), становится следующим ведущим.

18. Игра « Странные птицы»

Инструкции детям; Представьте, что в одной далекой стране живут странные птицы, которые все время нагибаются, касаясь своих ног, и ходят спиной вперед. А еще эти птицы не могут видеть. Это очень неудобно для жизни, поэтому они почти все вымерли.

Я хочу вам предложить игру, в которой вы превратитесь в таких странных птиц. А теперь я скажу, как мы будем играть. Половина из вас будет изгородью вокруг птиц. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Остальные будут странными птицами. Войдите в круг, нагнитесь и крепко возьмитесь руками за свои лодыжки. Закройте глаза… Представьте, что вы умеете ходить только спиной вперед.

Теперь я коснусь плеч двоих детей в изгороди, они отпустят руки, и в изгороди появится калитка. Птицы пытаются выбраться через калитку на свободу…

19. Игра «Волшебные цифры »

На спортивной площадке в произвольном порядке раскладываются цифры от 1 до 20 (заранее нарисованные на кружочках картона). При помощи считалки выбирается ведущий, который по сигналу педагога начинает догонять играющих, касаясь их рукой. Игроки, убегая от ведущего, могут прятаться на «волшебных цифрах», причём, на чётные цифры можно становиться только правой ногой, а на нечетные – левой. При этом на «волшебных цифрах» нельзя стоять больше 5 сек и нельзя выталкивать из цифр уже спрятавшихся игроков. Ведущий, дотронувшись до игрока рукой, меняется с ним местами, и игра продолжается с новым ведущим. Выигрывает игрок, которого ни разу не словили.

20. Игра «Голуби и охотник»

По считалке выбирается ведущий-«охотник», который находится в углу площадки в приседе, держа в руках маленький резиновый мяч. Все остальные игроки-«голуби», расходятся по площадке и получают гимнастические палки. По сигналу педагога через согнутые в локтях руки пропускается гимнастическая палка, кисти рук сцеплены впереди в замок. В таком положении «голуби» прыгают по площадке. «Охотник» по команде выпрыгивает на площадку и, прыгая в приседе, пытается мячом попасть по «голубям». До кого дотронулся мяч, тот выходит из игры. Выигрывает игрок, который не попался «охотнику», он и становится новым ведущим.

21. Игра «Хромая уточка»

Дети размещаются в произвольном порядке по площадке в приседе. Выбирается один ведущий – «хромая уточка», который двигается по площадке на одной ноге, а другую, согнутую в колене, придерживает сзади рукой. По команде «Солнце разгорается, игра начинается» – «уточка», прыгая на одной ноге, пытается осалить кого-нибудь из играющих, которые отпрыгивают от неё в приседе в разные стороны. Кого осалили, тот выходит из игры. «Уточка» может менять ногу, по необходимости, через каждые десять прыжков. Выигрывает игрок, который за игру не попался, он становится новой «хромой уточкой».

22. Игра «Бой петухов»

На площадке чертят круг диаметром 3–4 м. Дети произвольно делятся на две равные команды и размещаются в шеренги, по обе стороны круга. По сигналу педагога два участника (по одному из каждой команды) выходят в середину круга и становятся друг напротив друга в исходное положение: стоя на одной ноге, другую ногу, согнутую в колене, захватывают кистью одноименной руки за голень – это «петухи». По команде «петухи», подпрыгивая на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга – тот, кому удаётся это сделать, выигрывает. Затем по очереди выходит вторая, третья и т.д. пара. В конце игры подсчитываются победы и поражения. Выигрывает команда, «петухи» которой окажутся более ловкими, и одержат меньше поражений.

23. Игра «Футбол раков»

Играющие произвольно располагаются по спортивной площадке в исходном положении: упор сзади – это «раки». Водящий в вертикальном положении держит резиновый мяч в руках и передвигается по площадке только прыжками на двух ногах. По сигналу педагога водящий, двигаясь по площадке, старается мячом попасть в «раков», те, в свою очередь, уклоняются от мяча и защищаются только ногами. Если водящий попадает мячом в туловище или руки «рака», то последний становится водящим. Если водящий промахивается, и мячом овладевают «раки», то они ногами перепасовывают мяч между собой, а водящий старается им овладеть. Выигрывают игроки, которые ни разу не были в роли водящего.

24. Игра «Чехарда»

Играющие выстраиваются в колонну на расстоянии 3 м друг от друга в исходном положении: одна нога, согнутая в колене, выставлена вперед, руки опираются на колени, голова опущена на грудь. По сигналу педагога, игрок, стоящий последним, с разбега 1,5–2 м перепрыгивает по очереди через каждого участника способом «ноги врозь», опираясь на его спину ладонями обеих рук, после чего становится первым в колоне на том же расстоянии 3 м. Игра заканчивается, когда все участники по очереди перепрыгнут через своих товарищей. Выигрывает тот игрок, который точнее остальных, не столкнув и не зацепив товарищей, закончит игру.

25. Игра «Волшебные ладошки»

Дети по желанию делятся на две равные команды. В центре зала чертится прямая линия, по краям которой выстраиваются обе команды в шеренгах. По сигналу учителя двое играющих (по одному из каждой команды) выходят и становятся на одну линию в метре друг от друга. Ступня правой ноги впереди, левой – сзади, носком вплотную к пятке правой. Левые руки за спиной, правые – впереди, ладонями наружу. По команде игроки ударами ладони правой руки по правой ладони соперника, пытаются заставить сойти его с места, хотя бы одной ногой. При этом нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме правой ладони, а также нельзя захватывать кисть соперника. Выигрывает игрок, которому удалось сдвинуть соперника. После этого то же задание в парах и по-очереди выполняют все участники. В конце игры подсчитываются очки. Выигрывает команда, в которой было больше победителей.

26. Игра «Классики»

На спортивной площадке чертится прямоугольная фигура «классов». Длина клеток 30–50 см, клетки по порядку обозначают цифрами. У каждого из играющих в руках бита (небольшой плоский камешек или жестяная баночка). Первый из играющих становится у стартовой черты и бросает свою биту в первый «класс». Если это удалось, то игрок прыгает на одной ноге туда, где лежит бита. Затем, толкая биту вперёд носком ноги, прыгает по очереди в каждый «класс», при этом помня, что в чётный «класс» нужно прыгать правой ногой, а в нечетный – левой. Если играющий попадает битой или ногой на черту либо не в тот «класс», куда следовало, он выходит из игры, уступая место следующему. Когда опять подойдёт его очередь, он продолжает игру с того места, где совершил ошибку. Выигрывает тот, кому удалось окончить «классики» первыми.

27. Игра «Великаны – ходунки»

Ходули изготавливают из длинных крепких круглых палок, длиной 2–2,5м. В нижней части к ним, на расстоянии 30–40 см. от земли прибивают подставки- упоры для ног, шириной 10 см. Нижние концы ходулей ставят перед собой, верхние пропускают под мышками назад. Одну ногу ставят на подставку одной ходули, оттолкнувшись другой ногой, ставят на другую ходулю. Если удаётся удерживать равновесие, то можно начинать ходьбу. Дети делятся на две равные команды. Каждая команда делится на две подгруппы и строится напротив друг друга по линиям, начерченным на расстоянии 10–15 см. С одной стороны, первые дети на ходулях, по свистку педагога, начинают двигаться вперёд к своей подгруппе. Дойдя до линии, дети встают с ходуль и передают их первым из второй подгруппы, а сами становятся в конец. Так, по очереди на ходулях дети одной подгруппы поменяются местами с детьми из второй подгруппы. Игра заканчивается, когда в каждой команде произойдёт смена подгрупп на ходулях. Выигрывает команда, участники которой первыми закончили игру и допустили меньше нарушений.

28. Игра «У ребят порядок строгий»

Игроки делятся на 3 — 4 равные команды. Каждая команда в разных частях площадки берется за руки, образовывая круг. По команде учителя, дети расцепляют руки и шагают в разные стороны по площадке, говоря следующие слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, да тра-та-та!

Кто успеет всех быстрее

Занять нужные места!

С последними словами дети быстро строятся в свои круги. Отмечаются команды, которые быстро и без ошибок построились первыми. Игрок, который последним занял свое место в кругу, выходит из игры. Игра повторяется несколько раз, выигрывает команда, у которой будет большее количество игроков.

29. Игра «Волшебный домик»

Педагог по считалке выбирает ведущего. Дети держатся за обруч правой рукой, и двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону, за кругом, со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко глажу,

К одному я подойду

И тихонько постучу:

Все дети останавливаются. Игрок, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришел?» Ведущий называет имя ребенка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас удалой

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место в кругу. Проигравший ребенок становится новым ведущим.

30. Игра «Охотники и зайцы»

Все играющие ребята — «зайцы», а 2-3 ребенка выбранные по желанию, или считалке — «охотники». «Охотники» находятся на противоположной стороне от зайцев. Для «охотников» и «зайцев» чертятся линии – это их «домики». В начале игры «охотники» отдыхают в домике. Педагог говорит: «Выходите зайцы погулять!». «Зайцы» выходят на середину площадки и, прыгая в приседе, говорят следующие слова:

Никого нет на лужайке.

Смельчаки мы братцы-зайки,

Любим прыгать, кувыркаться.

После последних слов «охотники» выбегают из своего домика и охотятся на «зайцев» (легко касаются рукой), а «зайцы» убегают к себе в домик, прыгая на двух ногах. Пойманных «зайцев» — «охотники» забирают себе в команду, и игра повторяется уже с большим количеством «охотников». Затем дети меняются ролями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития дыхательной системы.

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома .

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе стем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным, редким и т.д. Дыхательные упражнени.

Тактильная система — система кожной чувствительности. Еще в утробе матери на коже человека формируются рецепторы, воспринимающие различные раздражители (прикосновение, боль, холод, тепло). Причин.

Проприоцептивная система — система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) — восприятие собст­венной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта с.

Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов разви.

Проприоцептивная система — система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) — это внутреннее ощущение, которое позволяет нам, не глядя на наши части тела, определить, где они наход.

Источник:
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/12/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-vestibulyarnoy-sistemy

Развиваем вестибулярный аппарат у детей

Многие мамы жалуются, что детей укачивает в транспорте. Даже самая обычная поездка может превратиться в настоящую проблему. Этому есть объяснение – скорее всего, у ребенка слабый вестибулярный аппарат.
Специально для вас мы составили несложную программу тренировок, подходящую малышам от рождения до 5 лет.
Попробуйте начать заниматься с ребенком, это поможет развить у него ловкость, физическую активность и выносливость.

Что такое вестибулярный аппарат Вестибулярный аппарат — это орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве. Располагается он во внутреннем ухе. А его формирование заканчивается только к 10-12 годам.
Малыш учится переворачиваться, садиться, ползать. Он встает, падает, делает первые шаги, осваивает прыжки и бег. Кажется, что навыки приходят один за другим без особых усилий. Но без правильного формирования вестибулярного аппарата гармоничное развитие двигательной активности ребенка невозможно.

От рождения до года Тренироваться можно начинать с рождения. На первом этапе подойдут детские шезлонги, люльки, а также заботливые руки мамы, укачивающие младенца перед сном.
Все это поможет вестибулярному аппарату малыша развиваться естественно. Но и некоторые полезные упражнения будут не лишними.
Помните, что все упражнения нужно выполнять с ребенком не менее чем за час до и после еды и только в хорошем настроении.

В положении с малышом на руках поворачивайте торс вправо и влево. Начните с 3-4 поворотов, двигайтесь плавно. Постепенно увеличивайте скорость и количество поворотов.

Упражнение проводится на фитболе. Положите ребенка на спинку или животик, и, аккуратно придерживая, начните плавно раскачивать кроху вперед-назад или вправо-влево, чередуя движения.
С 7-8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или под мышки. Также можно разрешить ему попрыгать на мяче при вашей поддержке.
«Самолетик»

Полеты у мамы или у папы на руках — это весело и полезно. Положите малыша на согнутые в локтях руки, лицом вниз и поиграйте в «самолетик» передвигаясь с малюткой по квартире. Можно добавить в игру «воздушные ямы» и изменять скорость полетов.

Упражнение можно выполнять, как только кроха начнет держать голову. Сидя на диване или на стуле, положите малыша себе на вытянутые ноги. Придерживая кроху за руки, плавно приподнимайте и опускайте ноги, сгибая в коленях. Такие своеобразные «качельки» очень нравятся деткам.

Упражнение для детей старше 3 месяцев. Посадите кроху себе на колени, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровной дорожке, в ямку — бух». Дети обожают такие веселые игры. Перемещайте малютку вверх-вниз, иногда смещая его в сторону или позволяя свалиться в «ямку». Обязательно надежно держите ребенка, не позволяйте ему действительно упасть с ваших колен!

С 1 года до 2 лет В год дети, как правило, начинают уверенно стоять и ходить. Как только вы заметите, что ребенок пробует сделать что-то сам, будьте рядом, следите за его желаниями и намерениями, не позволяйте малышу нанести себе вред.

Малыши любят ходить между взрослыми, взяв их за руки и периодически «повисать» поджав ноги. Это отличная тренировка! Не протестуйте против такого детского развлечения.

Если вы решили научить своего кроху плавать и нырять, это пойдет ему на пользу. В воде мы становимся как будто бы легче, и воздействия на вестибулярный аппарат происходит иным образом, чем на суше. Все это позволяет ребенку улавливать нюансы восприятия собственного тела в пространстве.

Устраивайте танцы! Включайте музыку, показывайте малышу, как можно кружиться, приседать, подпрыгивать и танцевать. Возьмите кроху на руки и потанцуйте вместе таким образом. Научите его прыгать на левой и правой ножке попеременно.

Не избегайте игр на детской площадке. Пусть малыш катается с горки, качается на качелях. Приобретите для него маленький самокат или беговел. Все это отлично развивает двигательную активность.

От 2 до 5 лет «Батут»

Примерно с двух лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване, но можно придумать и другие варианты.
В парках на весенне-летний период устанавливают батуты и даже надувные города.
Следите за тем, чтобы количество детей на аттракционе не превышало допустимое, а их возраст был примерно одинаковым.

Ребенок способен быстро научиться кувыркаться, делать «мостик», удерживать равновесие на одной ножке, ходить на руках, когда кто-то поддерживает его за ноги. Направьте ребенка в секцию гимнастики для малышей или обучите этим нехитрым упражнениям сами.

«Море волнуется раз»

Играйте с крохой в игру «Замри!» Водящий громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее название любого животного) на месте замри!» Игроки должны от плавных движений перейти к неподвижной позе того животного, которого обозначил ведущий.
Игра развивает у детей способность удерживать равновесие даже в очень неудобной позе.

Вы слегка раскручиваете ребенка на месте с закрытыми глазами. Когда ребенок откроет глаза, ему будет казаться, что стены, пол и потолок потеряли устойчивость. Для возвращения всей комнаты обратно требуются усилия со стороны вестибулярного аппарата. Так малыш тренируется уверенно держать равновесие и контролировать координацию движений.

Пропрыгать классики от 1 до 10 на одной ножке — задача не самая простая, зато какая увлекательная!
Вестибулярный аппарат, отвечающий за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве развивается и укрепляется от подобных подвижных игр со сверстниками.

Помните, что дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, растут здоровыми и физически более развитыми.

Источник:
http://www.baby.ru/blogs/post/219416519-41864226/

Как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка в домашних условиях

Здоровье и бодрость ребенка – постоянный предмет заботы родителей. К сожалению, многие сталкиваются с неожиданными проблемами. Внезапно выясняется, что малыша укачивает в транспорте. Недолгая поездка в автомобиле оборачивается приступом тошноты и головокружения, вплоть до рвоты. Качели и карусели, любимое детское развлечение, становятся недоступными, вызывая ухудшение самочувствия. Причина кроется в слабом развитии вестибулярного аппарата. Именно вестибулярный аппарат в ответе за реакции организма на изменение положения тела. Чтобы найти выход, нужно подробнее разобраться со строением и функциями этого органа.

Вестибулярный аппарат – какой он?

Вестибулярный аппарат относится к анализирующим органам. Являясь частью внутреннего уха, он находится внутри височной кости. Вестибулярная система регулирует:

  • чувство равновесия;
  • способность ориентироваться, определяя положение организма;
  • распределение веса при ходьбе, других движениях;
  • ощущения при вращении, переворотах;
  • зрительные реакции.

Координация и удержание равновесия включают постоянный контроль положения головы и тела. Анализирующие рецепторы взаимодействуют со зрительной и двигательной системами организма. Учитываются сведения о движении, ускорении, остановке. При нахождении тела в состоянии покоя рецепторы не раздражаются, сигналы не передаются. Все полученные данные преобразуются в нервные импульсы. Дальнейшая работа происходит в вестибулярном центре мозга. Импульсы идут в различные отделы нервной системы. Сигналы, описывающие изменения состояния тела, вызывают рефлекторное сокращение (расслабление) мышц. В результате тело сохраняет мышечный тонус, поддерживая равновесие.

Различные живые организмы имеют органы аналогичного действия, отличающиеся строением и степенью совершенства.

Проявления слабости аппарата

Перегрузка системы координации движений вызывается длительным вращением тела, многочисленными качками и переворотами. Результатом становятся реакции: снижение давления крови, замедление пульса. Присутствуют бледность, тошнота, холодный пот, нарушения зрения. Перечисленные явления – следствие повышенной нагрузки. Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела.

Проявления плохой работы органа координации:

  • Пользование наземным (водным) транспортом вызывает тошноту, рвоту, головокружение.
  • Наблюдение за быстро движущимися объектами приводит к ощущению слабости, потере ориентации.
  • Резкие движения тела вызывают неприятные физические ощущения.
  • Слабость системы равновесия можно принять за проявление серьезного заболевания. Причина состояния – отсутствие регулярной адекватной нагрузки. Организм можно сделать более устойчивым.

Тренировки «будущих космонавтов»

Цель тренировок

Уменьшить негативное влияние факторов движения возможно. Достаточно регулярно применять комплекс несложных упражнений. Оптимальное начало тренировок – ранний возраст. Развитый вестибулярный аппарат помогает малышам раньше начать ходить. Маленькие спортсмены проявляют ловкость, высокую координацию движений. Эти качества продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Взрослого человека тренированный вестибулярный аппарат делает подвижным, активным. Развитие системы равновесия является залогом хорошего самочувствия. Специалисты дают советы, как улучшить вестибулярный аппарат у детей поэтапно:

Развитие до 1 года: подготовка к первым шагам

Основы движений закладываются до рождения, во время беременности. Амниотическая жидкость смягчает колебания тела мамы, помогая малышу делать первые повороты. Создается эффект плавного покачивания, включая передачу сигналов движения. Этот процесс можно считать начальными тренировками, которые покажут, как развить вестибулярный аппарат. Правила их проведения следующие:

  • Первые месяцы жизни малыши проводят, тесно контактируя с родителями. Занятия проходят на маминых руках.
  • Самочувствие маленького спортсмена нужно контролировать.
  • Продолжительность первых занятий – не более 15 секунд, постепенно время увеличивается до 45 секунд.
  • Плач – признак недовольства, сигнал прекратить упражнение.

Мягкое покачивание

Ребенок находится в горизонтальном или вертикальном положении. Производятся плавные качающие движения слева направо, сверху вниз.

Движение по кругу

Один из родителей ходит по часовой стрелке и в обратном направлении, держа младенца на руках.

Имитация полета

Малыш лежит животиком вниз на маминой руке. На весу производятся движения вперед – назад.

Занятия с фитболом

Ребенка, уложив на мяч, мягко качают в разных направлениях. Положение тела можно менять.

Уверенно сидящему и стоящему при поддержке малышу подойдут дополнительные упражнения: покачивания на фитболе сидя, прыжки с поддержкой. Можно качать малыша на коленях сидя.

Плавание

Занятия в воде можно начинать до года. Ориентироваться следует на самочувствие малыша. Детям нравится вода. Благодаря ощущению легкости своего тела, можно производить самые разные движения, получая необычные ощущения. «Заплывы» крошек проходят в ванне. Удобно использовать надувные подушки, безопасно охватывающие тело. Существует мнение, что младенцы, свободно двигаясь в воде, вспоминают внутриутробный период. Дети постарше могут посещать специальные группы бассейна.

Развитие от 1 до 2 лет: ходим и бегаем

Промежуток от 1 до 2 лет – время активного движения. Дети начинают уверенно ходить, бегать, прыгать. Появляется возможность включить новые упражнения для тренировки.

Аттракционы

Качели, карусели – любимое развлечение, которое влияет на развитие вестибулярного аппарата у детей. Родителям стоит поощрять игру, контролируя интенсивность раскачивания и безопасность ребенка. Не следует оставлять малыша одного, помня о возможности травмы.

Игры с мячом

Пригодится маленький тряпичный мячик. Простые движения хорошо развивают координацию и скорость реакций. Можно не только подбрасывать мяч, но и катать ножкой; наклонившись низко, поднимать с земли.

Управление движущимися предметами

Недавно научившиеся ходить, крохи любят управляемые и заводные игрушки. Бабочки, машинки, жуки на длинной ручке – помощники в развитии координации и вестибулярного аппарата. Ведя игрушку на колесах или отслеживая движущийся предмет, приходится прослеживать глазами разнообразные действия. Наличие препятствий требует неотложных маневров, изменения траектории движения.

В качестве упражнения для тренировки можно использовать турники, гимнастические кольца, руки родителей. Детям нравится висеть. Безопасность требует страховки взрослыми. На гимнастических снарядах выполняются простые упражнения: раскачивание, подъем ног, подтягивание с поддержкой взрослого. Занятия не должны быть излишне длительными.

Велосипед

Натренировать вестибулярный аппарат поможет катание на велосипеде. Первые велопрогулки полностью зависят от родителей. Велосипеды для малышей напоминают коляску, отличаясь большей возможностью обзора. По мере развития навыка конструкция велосипеда меняется.

От 2 до 3 лет: прыжки и кувырки

Небольшая регулярная зарядка

На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает утренняя зарядка. Привычка начинать день физической активностью закладывается в детстве. Ребенок делает простые упражнения вместе с родителями. Пусть это станет семейной традицией.

Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка.

Движение под музыку

Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата в домашних условиях. Мама показывает, малыш повторяет простые движения:

  • повороты головы;
  • туловища;
  • наклоны;
  • прыжки.

Существуют программы музыкального сопровождения детской гимнастики. Забавные песенки подсказывают упражнения. Музыка дополнительно развивает чувство ритма.

Жмурки

Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы, показывая направление движения. Упражнение-игра увлекает детей.

Обход препятствий

На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Малышу предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать.

Ходьба по линии

Дети обожают ходить по бордюру. Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Понадобится помощь родителей. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно начертить рисунок на асфальте мелом или положить веревочку.

Кувырки

Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Наверняка, оно станет любимым. Кувырки можно выполнять вперед и назад.

Ходьба на руках

Необычное вдвойне интересно. Родители могут предложить ребенку пройтись … вниз головой. Удерживая малыша за ноги, ему помогают сделать несколько шагов на руках. Постепенно задания усложняются. Увеличивается заданное расстояние. Можно предложить ребенку приподнимать одной рукой разложенные предметы, проходить между ними. Упражнение не должно быть затянутым.

3-4 года: путь к спорту

Подрастая, дети нуждаются в увеличении физической нагрузки. Тренировки вестибулярного аппарата продолжаются. Упражнения должны быть разными, обязательно – интересными.

Домашние занятия спортом

Хорошим выходом станет оборудование дома спортивного уголка. В него могут входить:

  • кольца;
  • турник;
  • лесенки;
  • канат.

Обязательным является мягкое покрытие пола.

Занятия следует начинать с разминки, разогревающей мышцы. Рекомендованы такие упражнения:

  • наклоны головы, повороты в сторону;
  • махи руками;
  • повороты корпуса;
  • приседания;
  • наклоны вперед и в сторону;
  • бег на месте.

После подготовки начинаются занятия на спортивных снарядах. Первые упражнения для тренировки будут совсем простыми, напоминая игру. По мере взросления малыша комплекс усложняется, давая необходимую нагрузку. Кольца и турник позволяют выполнять висы, подъемы ног. Лесенки и канат дают возможность лазать, карабкаться. Ребенок меняет положение тела, выбирая наиболее удобные варианты.

Бассейн

Специалисты считают, что занятия плаванием — ответ на вопрос, как улучшить вестибулярный аппарат. Тренер помогает детям держаться на поверхности, выполняя новые движения. Самостоятельное плавание, ныряние приносит удовольствие и пользу. Иное действие силы тяжести дает возможность учиться управлять телом и координацией движений.

4-5 лет: время состязаний

Средний и старший дошкольный возраст — период, когда ребятишки всецело отдаются игре. Вестибулярный аппарат хорошо развивается в классических подвижных играх.

Классики

Асфальт размечается нумерованными клетками, указывающими, куда наступать, прыгая. Меловые линии – запрет. Можно толкать носком камешек-битку. Прыжки чередуются – на одной ноге и на обеих. Усложненный вариант – прыжки, закрыв глаза.

Море волнуется…

Ведущий произносит: «Море волнуется, раз!». Эти слова повторяются со счетом «два» и «три». Следует продолжение: «Морская фигура, на месте замри!». Дети, раньше свободно игравшие, замирают. Неподвижность разрушается прикосновением главного игрока. Теперь нужно воспроизвести задуманное движение. Как вариант, можно предложить старшим дошколятам повторить фигуру, изображенную ведущим. Ведущий — взрослый выполняет замысловатые фигуры, позволяющие тренировать координацию движений: стоять на одной ножке, вытянув руки в стороны; наклонившись вниз, достать руками до земли; повернувшись вправо-влево, одну руку поднять вверх, другую — опустить вниз.

Петушиный бой

Два игрока — «петухи»- стоят внутри нарисованного мелом круга. Они складывают руки на груди. Прыгая на одной ноге, нужно вытолкнуть противника за линию без помощи рук.

Повторяй за мной

Дети повторяют движения ведущего. Внезапно он замирает в неожиданной позе. Другие игроки – тоже. Двигаться можно после команды (обычно считают до 10). Проигрывает изменивший положение раньше.

«Заморозка»

Игра проводится, как вариант салочек. Ведущий ловит остальных игроков. Дотронувшись до убегающего, он его «замораживает» – заставляет замереть. Нужно сохранять неподвижность, пока не «заморозят» следующего.

Упражнения с обручем

Обруч используется в командных состязаниях. Детям предлагается пролезть через удерживаемое взрослым кольцо. Усложненный вариант – кувырок через обруч.

Хорошее упражнение – вращение обруча на запястье или талии.

Работа со скакалкой

Начало обучения – предложение перепрыгнуть лежащую на земле ленту. Ребенку объясняется принцип вращения скакалки, важно правильное движение рук. Прыжки выполняются вперед и назад. Более сложный вариант — перепрыгнуть через раскачивающуюся скакалку.

Снова мяч

Хорошо развивают координацию движений командные игры. Пример – игра «выбивала»: ребятам приходится ловить мяч, уклоняться от чужих бросков.

Хорошая тренировка – броски мяча в кольцо.

Бадминтон, теннис

Поскольку работа зрительных рецепторов влияет на чувство равновесия, полезны игры, требующие слежения за предметом.
Бадминтон, теннис, пинг-понг, мяч, скакалка требуют зрительного контроля, совмещенного с четкими движениями. Игры развивают ловкость, внимание.

Велосипед, самокат

К 5 годам дети уверенно пользуются своим маленьким транспортом. Езда на велосипеде, самокате требует четкого контроля двигательных функций. Катание на роликовых и обычных коньках развивает чувство равновесия, помогает правильно распределять вес тела.

Как правильно заниматься дома

Развивать вестибулярный аппарат – делать ребенка сильным, ловким, здоровым. Упражнения не отличаются сложностью, больше напоминая игры. Вот как, например, в любимом всеми малышами мультике

Источник:
http://myintelligentkids.com/kak-trenirovat-vestibulyarnyj-apparat-u-rebenka-v-domashnix-usloviyax

Вестибулярный аппарат у ребенка

Ребенка укачивает в машине? Кружится голова, когда он катается на карусели? Значит, у него слабый вестибулярный аппарат. Будет ли эта проблема сопровождать малыша и дальше или ее удастся преодолеть, во многом зависит от родителей.

4 июля 2016 · Текст: Светлана Любошиц · Фото: GettyImages

Ольга Быкова

врач-невролог

Своим труднопроизносимым названиемвестибулярный аппарат обязан латинскому слову «vestibulum» (в переводе — «преддверие»), так как он располагается в преддверии внутреннего уха и является его частью, часто называемой лабиринтом. Он представляет собой сложную систему, состоящую из трех полукружных каналов, которые находятся в примерно перпендикулярных плоскостях, что позволяет организму реагировать на наклоны во всех направлениях. Вестибулярный лабиринт частично заполнен желеобразной эндолимфой, покрывающей его чувствительные ворсинки. Во время наших движений под действием силы тяжести эндолимфа и плавающие в ней известковые камешки (отолиты) приминают те или иные ворсинки, и в мозг передается информация об изменениях положения тела. В доли секунды обработав полученные данные, мозг дает «указание» изменить расположение и напряжение мышц шеи, туловища, рук и ног, чтобы мы могли удерживать равновесие в любой ситуации. Чутко реагируя на гравитационное поле Земли, эта сложная система позволяет нам ориентироваться в пространстве и поддерживать баланс тела даже с закрытыми глазами. Вот почему тренировать вестибулярный аппарат необходимо тренировать уже с младенчества.

Поэтапное развитие

Первые признаки созревания вестибулярного анализатора появляются уже на четвертом месяце беременности. На УЗИ можно заметить, как в ответ на изменение позы у будущего малыша рефлекторно сокращаются мышцы конечностей, шеи и туловища. У новорожденных можно наблюдать целый ряд вестибулярных рефлексов. Один из них – так называемый автоматизм Моро. В ответ на резкое сотрясение или неожиданный шум малыш резко раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальчики. Начиная со второго месяца жизни, ребенок начинает держать голову. Поддерживать вертикальное положение головы опять-таки помогает вестибулярная система.

Вестибулярный аппарат у ребенка до года выполняет и другие функции. Кроха учится поворачиваться, садиться, ползать, манипулировать игрушками. Постепенно его тело принимает вертикальное положение, ребенок делает первые шаги, начинает бегать, осваивает прыжки. И опять-таки освоение этих довольно сложных навыков невозможно без правильного формирования вестибулярного аппарата. Ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и двигаться в нужном направлении.

Вестибулярный аппарат у детей. Нарушения.

Из-за вестибулярных сбоев ребенок может жаловаться на головокружения, у него может быть нарушена ориентация в пространстве. Шаткая походка у малыша старше трех лет тоже является симптомом неблагополучия.

Если перечисленные симптомы появляются у ребенка в состоянии покоя или при минимальных вестибулярных нагрузках (например, после недолгого качания на обычных качелях)и уж тем более, если они носят стойкий характер, следует обратиться к неврологу и отоларингологу. Чтобы поставить диагноз, ребенку могут назначить дополнительные исследования. Например, отоскопию (осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки), а бывает, что и компьютерную томографию височной кости и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Это нужно, чтобы исключить серьезные нарушения работы мозжечка (он тоже регулирует координацию).

Но в подавляющем большинстве случаев вестибулярные сбои ограничиваются «морской болезнью» или укачиванием в транспорте. Избавиться от неприятных симптомов в таком случае помогут упорные тренировки.

Как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка

Для младенца подойдут покачивания на руках у мамы из стороны в сторону, немного более интенсивные, чем обычно. С грудничком на руках также полезно медленно кружиться в вальсе, постепенно убыстряя темп. Достаточно 2-3 оборотов в каждую сторону. Как только малыш научится держать голову, с ним можно «летать» по комнате, одной рукой держа его за ножки, а другой — поддерживая грудь. Примерно с 4 месяцев начинайте занятия на надувном специальном мяче – фитболе. Первое занятие длится всего 1 минуту, потом продолжительность постепенно увеличивается. Положите ребенка животиком на хорошо надутый мяч и, прижимая его к мячу, качайте фитбол вправо-влево, вперед-назад, крутите вокруг оси.

Ближе к году качайте кроху на качелях и в гамаке, малыша постарше — катайте на каруселях любого типа. Можно воспользоваться вращающимся кругом типа «грация». Поставьте на него 1-1,5 летнего ребенка и, держа за руку, покрутите сначала в одну, потом в другую сторону. Скорость и число оборотов надо наращивать постепенно.

Хорошо натренировать вестибулярную систему ребенок может в любом развлекательном центре, где есть батут. Также на пользу вестибулярной системе пойдут лазанье по веревочном лестнице, прыжки через скакалку, прыжки на одной и на двух ногах, бег с препятствиями.

Вестибулярный аппарат любит закаливающие процедуры, активные игры и движение: кувырки, катание на качелях, раскачивание в гамаке и кресле-качалке. Кислые на вкус продукты способствуют стабилизации вестибулярной системы, поэтому, если ребенка начинает поташнивать в транспорте, можно дать пососать ему дольку лимона. А вот переедание, травмы головы и шеи, постоянное ношение наушников и длительная нагрузка на глаза на пользу вестибулярному аппарату не идут. Вредны для него также громкие звуки силой более 100 дБ. Они сильно раздражают микроскопические ворсинки, которыми он усеян.

Источник:
http://www.parents.ru/article/vestibulyarnyj-apparat-u-rebenka/

Упражнения для тренировки вестибулярного аппарата детей

Маленьких детей зачастую в транспорте сильно укачивает, что беспокоит их родителей. В таких случаях даже непродолжительная поездка на машине превращается в проблему и создает множество неудобств. Связано это обычно с недостаточно развитым вестибулярным аппаратом.

Данную статью мы подготовили для того, чтобы рассказать вам об упражнениях для вестибулярного аппарата у малышей. Начинать занятия можно почти с самого рождения и продолжать примерно до 7 лет.

В общих чертах о вестибулярном аппарате

Начав выполнять с ребенком специальные упражнения, вы разовьете ловкость, выносливость и физическую активность своего чада. Сам вестибулярный центр представляет собой орган, который воспринимает изменение положения тела в пространстве, а находится он в внутри уха и окончательно формируется лишь к 10 или 12 годам.

Когда начинать тренировки вестибулярного аппарата детям?

По мере развития вестибулярного аппарата ребенок начинает переворачиваться, садиться, ползать. Затем он встает, падает и начинает делать первые шаги, после чего осваивает бег и прыжки. Со стороны может показаться, что все эти навыки даются малышу без особого труда, но тренировки вестибулярного аппарата у малышей могут поспособствовать более гармоничному развитию активности.

Упражнения до двух лет

Сначала рассмотрим упражнения для вестибулярного аппарата у деток возрастом до одного годика:

Качание

Взяв маленького ребенка на руки, разворачивайте свое туловище в разные стороны. Начинайте с нескольких поворотов и плавных движений, постепенно повышая продолжительность упражнения и скорость движений.

Упражнение с мячом

Вам понадобится фитбол, на который нужно положить малыша на животик или спину, придерживая его. Далее начинаем плавно раскачивать ребенка в стороны и вперед-назад, по-разному чередуя эти движения.

Когда малышу исполнится 7-8 месяцев, можете ставить его на мяч на ножки, придерживая за руки или за туловище подмышками. Сделайте так, чтобы с вашей поддержкой малыш немного попрыгал.

Полеты на руках

Возьмите малыша на руки лицом вниз, согнув конечности в локтях. Начните играть в самолетик, двигаясь с малышом по квартире – он будет летать на руках. Меняйте скорость полетов и выполняйте движения вниз-вверх.

Качели

Тренировка вестибулярного аппарата для детей может включать упражнение под названием «качели», которое можно делать, когда малыш научится держать головку. Сядьте на диван, вытяните ноги и положите сверху малыша. Придерживайте ребенка за руки и начните плавно поднимать-опускать свои конечности, сгибая их в коленях. Все маленькие детки любят подобные качели.

По кочкам

Подходит упражнение детям после трех месяцев. Посадите малыша на свои колени и начните игру, приговаривая: «По кочкам и по кочкам, да по ровной дорожке, а затем в ямку бух». Перемешайте кроху вниз и вверх, смещая в стороны и позволяя проваливаться в вымышленные ямки. Всем крохам нравятся подобные веселья, но вы должны надежно держать свое чадо, не позволяя ему свалиться на пол.

Упражнения от годика до двух

  • Повышенная раздражительность: как с ней бороться
  • Сотрясение головного мозга: симптомы и лечение

Примерно с годовалого возраста малыши начинают стоять на ножках и неуверенно ходить. Заметив, как ваше чадо пытается начать это делать, старайтесь быть рядом и контролируйте его намерения, не позволяя малышу получить травму.

Весело шагаем

Деткам нравится ходить между двумя родителями, которые держат их за обе ручки. Периодически малыши повисают, поджимая ножки – это неплохая тренировка вестибулярного аппарата у детей. Не противьтесь этому детскому развлечению, а поддерживайте малыша.

Ныряем

Решив научить своего малыша нырять и плавать, вы сможете хорошо потренировать вестибулярный аппарат крохи. В воде детки, как и все люди, становятся легче, а вестибулярный аппарат переносит несколько иные воздействия, по сравнению с сушей. Все это дает малышу возможность улавливать восприятие своего тела в пространстве.

Танцы

Для тренировки вестибулярного аппарата у детей от 1 до 2 лет включайте музыку и устраивайте танцы с ребенком, показывая крохе, как кружиться, подпрыгивать и выполнять другие танцевальные движения. Поддерживайте ребенка, чтобы он не упал и не ударился.

Отправляйте своего малыша играть на детских площадках, так как катание с горки, качание на качелях и прочие детские веселья отлично тренируют вестибулярный аппарат у детей.

Упражнения от двух до пяти лет

Ориентировочно с двухлетнего возраста детки учатся и начинают активно прыгать, делая это обычно на домашнем диване. Существуют и другие упражнения на развитие вестибулярного аппарата у детей старше двухлетнего возраста.

Увлекательная гимнастика

Каждый малыш постепенно научится кувыркаться и делать мостик, стоять на ножке и даже ходить на руках, если вы будете ему помогать. Можете даже отправить малыша на гимнастику, где его всему обучит опытный тренер.

Море волнуется раз

Все помнят об этой увлекательной игре. Она хорошо тренирует вестибулярный аппарат малыша, поэтому можете поиграть в нее с ребенком. Игра помогает деткам учиться поддерживать равновесие, находясь в неудобных позах.

Юла

Развить вестибулярный аппарат ребенка помогает это незамысловатое упражнение. Слегка раскрутите малыша с закрытыми глазами на месте. После их открывания малышу покажется, что окружающие его стены и пол начали плыть. Вестибулярный аппарат малыша начинает активно работать, приводя восприятие в норму.

Классики

Эта игра, знакомая многим, является неплохим упражнением для вестибулярного аппарата для детей 5-6 лет. Как вы помните, в ней необходимо прыгать на одной ноге по начерченной схеме. Вестибулярный аппарат, поддерживающий равновесие и обеспечивающий координацию движений, отлично тренируется.

Что касается упражнений для развития вестибулярного аппарата у детей 7 лет и старше, к ним относятся всевозможные игры в мяч, догонялки с друзьями и прочие активные времяпрепровождения.
В случае тяжелого нарушения вестибулярного аппарата у детей рекомендуем незамедлительно обращаться к врачу и следовать его рекомендациям. К какому врачу обратиться при нарушениях вестибулярного аппарата, узнайте из другой нашей статьи.

Источник:
http://www.sportobzor.ru/nervnye-bolezni/uprazhneniya-dlya-trenirovki-vestibulyarnogo-apparata-detey.html

Читать еще:  Конверты на выписку из роддома купить в Балашихе в интернет магазине 👍
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector