Развитие мелкой моторики до года

Вы хотите, чтобы ваш малыш благополучно и активно развивался, чтобы он рано начал говорить, а речь его была правильной? Оказывается, все дело в пальчиках, точнее в хорошо развитой мелкой моторике. Поэтому начинать работу нужно как можно раньше. Развивать мелкую моторику можно и нужно уже в младенческом возрасте – с первого месяца. Для этого достаточно ежедневно делать массаж ладоней и пальцев рук. Одной рукой придерживайте ручку малыша, а другой производите массирующие движения: поглаживайте ладошки с внутренней стороны, разминайте каждый пальчик от ноготка к основанию, постукивайте по подушечкам. Стимулируйте хватательный рефлекс: вкладывайте свои пальцы в ладошки, а когда малыш крепко схватится, потяните его на себя. В первые месяцы жизни пальчики малыша сжаты в кулачок и расслабляются лишь во время сна, поэтому очень удобно делать массаж пока малыш отдыхает. Массаж поможет не только развивать моторику, но и снять напряжение и гипертонус. А когда малыш бодрствует, массируйте его пальчики, называя каждый по имени. Так малыш еще и выучит названия пальчиков. Можно делать «фруктовый» массаж: на руке 4 пальчика по 3 фаланги. Массируйте от ноготка к основанию пальчика каждую фалангу и приговаривайте:
А-пель-син
Ман-да-рин
А-на-нас
А-бри-кос
Большой пальчик – две фаланги: фрук-ты. А на другой руке можно сделать «цветочный» массаж:
Ро-маш-ка
Ва-си-лек
Ли-ли-я
Гвоз-ди-ка
Большой пальчик – цве-ты.
С месяцев трех – четырех для массажа можно использовать колючий мячик (его можно купить в аптеке). Поглаживайте им ладошки малыша, приговаривая:
Гладь мои ладошки еж.
Ты колючий, ну и что ж.
Я хочу с тобой поладить,
Я хочу тебя погладить.
Так же для массажа можно использовать шишки, каштаны, грецкие орехи.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
С малышом до года тоже можно играть в пальчиковые игры. Стишки должны быть короткими, чтобы не наскучить малышу, и не сложными.
Хлопайте в ладошки вместе с малышом, приговаривая:
Ой, ладушки – ладушки
Испечем оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели –
Шу-у-у. и улетели!

Разгибайте пальчики малыша, напевая при этом такие песенки:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я.
Это вся моя семья!

Мальчик-пальчик,
Где ты был? Где ты был?
С этим пальцем в лес ходил, в лес ходил.
С этим пальцем щи варил, щи варил.
С этим пальцем кашу ел, кашу ел
С этим пальцем песни пел, песни пел.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура!
В лес гулять идти пора.

Очень скоро малыш, услышав знакомые стишки, будет сам приводить в действие свои пальчики.
Ближе к году приступайте к более сложным пальчиковым играм. Читая стих или потешку, показывайте крохе движения его руками. Например:
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмем, жмем.
Движения прямыми ладонями вверх вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши. Жили в маленькой избушке Сложить руки углом, показать избушку.
Десять сыновей, Показать десять пальцев.
Все без бровей, Показать пальчиком брови
Вот с такими ушами, Показать ушки
Вот с такими носами Показать носик
Вот с такими усами, Очертить пальцами усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».
На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так… хлопки в ладоши

Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» – поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Кроме тог, для развития мелкой моторики необходимы правильные игрушки. Это бусы, шнуровки, матрешки, пирамидки и т.д. Некоторые из них можно сделать самим. Например, можно нанизить на шнурок различные пуговицы – разных цветов, размеров, формы. Шнурок крепко завяжите, чтобы малыш не смог снять пуговку. Получились бусы. Пусть кроха теребит их, стучит ими, перебирает пальчиками, гоняет пуговки по шнурку. Сшейте несколько разноцветных мешочков из разной ткани: мягкого бархата, грубого льна, гладкого шелка и т.д. Пару мешочков можно связать: из колючей шерсти и пушистого мохера. Заполните их различными наполнителями: рисом, горохом, фасолью, желудями, орехами, крупной солью. Теребя такие мешочки в руках, малыш не только делает сам себе массаж пальчиков, но и знакомится с новыми тактильными ощущениями.

Основные этапы развития мелкой моторики у детей до 1 года:
1 месяц – действует хватательный рефлекс. Ладонь преимущественно закрыта. Сохраняется гипертонус, который не дает пальцам двигаться свободно.
До 2-х месяцев – старается делать хватательные движения руками. Протягивает ручки, но не может дотянуться до предмета и схватить его. Гипертонус еще присутствует.
2 месяца – ладошки чаще слегка раскрыты. Сохраняется хватательный рефлекс. Гипертонус потихоньку уходит.
Конец 3-го месяца – ладонь полураскрыта. Протягивает ручки к предметам, которые находятся в поле зрения, ощупывает пеленку, тянет предметы в рот.
3 месяца – дотягивается до игрушки, ударяет по ней, но не может схватить, промахивается.
Конец 4-го месяца – ладошки чаще полураскрыты. Начинает играть своими руками. Любой предмет берет двумя руками. Тянет игрушки в рот.
4 месяца – стремится дотянуться до предметов, которые находятся в поле зрения. Хватает предмет, прикоснувшись к нему. «Загребает» предмет, а не берет рукой, держит его, прижимая согнутыми пальцами к ладошке.
5 месяцев – кисть раскрывается. Дотрагивается до игрушки, берет ее сначала одной рукой, затем другой и рассматривает.
6 месяцев – дотягивается до предмета и хватает его всей рукой. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Чтобы взять вторую игрушку, роняет первую. Берет предметы указательным и большим пальцами.
7-8 месяцев – хватает каждой рукой по предмету, и непродолжительное время держит их. Может держать кольцо пальцами, не касаясь ладони.
8-9 месяцев – когда предлагают еще одну игрушку, не роняет первую, а держит в руках обе или откладывает первую игрушку в сторону. Намеренно роняет предметы на пол.
10 месяцев – осваивает пинцетный захват. Стучит игрушками друг об друга.
11-12 месяцев – захватывает маленькие предметы подушечками большого и указательного пальцев.

Источник:
http://www.baby.ru/blogs/post/16948296-1600810/

Развитие мелкой моторики малышей с рождения до года.
статья по теме

Предложенная статья содержит методичесике рекомендации по развитию мелкой моторики в течении самого важного периода развития ребенка — первого года жизни. Показано значение развития мелкой моторики для умственного, психического и речевого развития детей, а также ее оздоровительное воздействие на организм.

Скачать:

Вложение Размер
Razvivaem_melkuyu_motoriku.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики малышей с рождения до года.

Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Задолго до появления письменности, когда не было необходимости подготовки руки ребенка к владению письменными принадлежностями, существовали разные упражнения для детской ручки, чтобы сделать ее умелой. Природные элементы, простые навыки обработки материалов, плетение косичек и другие действия вместе с естественной полезностью помогали ребенку овладевать правильной речью. В Китае, например, были распространены и сейчас используются упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко использовались упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Не случайно великим философам древности принадлежат высказывания о значении руки в жизни человека. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Если обратиться к истории, можно встретить в русском фольклоре для развития мелкой моторики пальчиковые игры. С малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.

Специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей отмечают, что у детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Поэтому для стимулирования и ускорения процесса речевого и умственного развития ребенка необходимо развивать его мелкую моторику. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мышц пальцев и кистей рук.

Для правильной организации работы по развитию мелкой моторики необходимо знать этапы формирования кистевых и пальцевых навыков у детей с рождения до года:

  • В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.
  • В возрасте двух месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 сек. совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.
  • Начиная с трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.
  • У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
  • В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету, берет его из рук взрослого.
  • В 6-7 мес. ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Размахивает руками при виде ванны с водой, обороняется руками при приближении руки с мылом.
  • В 8-9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки.
  • После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность. По-разному действует с предметами: катает машинку, открывает кастрюльку, нажимает на кнопки, клавиши, вынимает из коробки предметы.
  • В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, снимает кольца с пирамидки, вкладывает палочку в отверстие, подражает действиям с предметами взрослого.
  • В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты: водит, кормит, баюкает куклу, мишку, кошку, зайку, катает их на машине.

Итак, развивать пальчики ребенка следует с его рождения. У новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие. А для активной работы головного мозга и развития речи ребенка необходимо научить его раскрывать ладошки и разводить пальчики в стороны.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности, к собственной ладошке, к голове или к руке взрослого. Этой цели способствует массаж пальцев и кистей рук:

— Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладьте их по очереди от кончиков к ладони.

— Помассируйте подушечки пальцев ребенка, производя легкие нажатия на них.

— Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

— Возьмите ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

— Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажером. Наденьте массажер на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики, начиная с мизинца.

Хорошо использовать для массажа игру «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». Круговые движения пальцем взрослого по детской ладони при проговаривании потешки стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони – проекция тонкого кишечника; отсюда и начинают массаж. Затем увеличивают круги – по спирали к внешним контурам ладони: так мы «подгоняем» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Далее, описывая работу «сороки – белобоки» на раздаче каши деткам, надо каждого «детку», то есть каждый пальчик младенца взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца, снимает психическое и нервное напряжение. Потом безымянный – для положительного воздействия на печень и почки. Массаж подушечки среднего пальца улучшает работу кишечника; указательного – стимулирует желудок и поджелудочную железу. Большой палец (которому «не дала, потому что дрова не рубил, кашу не варил – тебе ничего нет!») не случайно оставить напоследок: он повышает активность мозга, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра не противопоказана и взрослым. Только тут уж самим решать, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Самая забытая из «лечебных игр», это игра «Три колодца». Тем не менее она – самая важная (если вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками). Игра строится на «легочном меридиане» — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Дальше слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему, профилактика простуды. Теперь провести пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавить на сгиб:

— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.

Далее движения вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажать на него – мы почти закончили «массаж легких»:

— Здесь вода горячая…

— А тут кипяток! – Пощекотать малыша под мышкой. Он засмеется – а это само по себе хорошее дыхательной упражнение.

Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой – по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой – по подушечкам пальцев. С ребенком 1-2 мес. данное упражнение проводится каждый день по 3 раза в течение 10-20 сек. и состоит из 4-6 движений (и так до 5-7 мес.)

  • После массажа в разжатые кулачки ребенка вкладывают круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; ему помогают вначале удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.

Малышам очень нравится игра «Похлопаем по маминой ладошке». Положив малыша на спинку, потереть кулачки или ладошки друг о друга, а потом в ритм потешки похлопывать ладошкой малыша о свою руку:

Детка (или имя ребенка) хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так, вот так.

Своих ручек не жалеет.

У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики.

Можно поиграть с детским кремом. Выдавив крем себе на ладонь, взять кулачок или ладошку ребенка и в ритм потешки круговыми движениями размазывать крем ручкой малыша по своей ладони:

Вот какие малыши!

Наши пальчики уж очень хороши!

Эти ритмичные движения позволят расслабить мышцы пальчиков у детей с повышенным нервно-мышечным тонусом и будут стимулировать тонус мышц у вялых детей. Повторить игровые действия с другой ручкой малыша. Затем обхватить ладошку малыша своей рукой так, чтобы четыре пальчика «спрятались» в кулачок, а большой пальчик был сверху:

Спрячем пальчики вот так и вот так,

Поместились наши пальчики в кулак.

Вот так, вот так!

Повторить игровые действия несколько раз.

В конце игры, читая потешку, погладить и растереть пальчики ребенка от кончиков к ладони.

Целенаправленные движения руки у младенца появляются к 4 месяцам. Постепенно подготавливаем малыша к этим движениям.

* С 3 месяцев побуждаем ребенка к схватыванию предметов, подвешенных над его грудью. Для этой цели используем, например, бубенцы с ленточками. Привлекая внимание ребенка с помощью звона бубенцов, касаемся концами ленточек к тыльной стороне ручек ребенка, побуждая его схватить за концы лент.

* С 4 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребенок не протягивает к погремушке руки, следует погладить его по руке снаружи с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помочь ребенку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесить к ноге яркий помпончик или колокольчик.

* С 5 мес. следует побуждать ребенка брать игрушку сверху, сбоку, снизу. Игрушки предлагать различной формы, с различной поверхностью (губку, скругленные прищепки для белья, колечки, кусочки ткани). Побуждать ребенка дать руку – протянуть ему собственную руку, взять его за руку, поглаживая, повторять: «Дай ручку».

* С 6 мес. побуждаем выполнять элементарные действия с игрушками: стучать, размахивать, перекладывать, бросать.

* С 7 мес. показывать различные действия с игрушками: как толкать мяч, как стучать крышкой о кастрюлю, как вынимать шарики из миски.

* С 8-9 мес. показывать следующие действия: как покатать машину или мяч; открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой; снимать кольца со стержня; выполнить «ладушки», «до свиданья»; поиграть в «Сороку-белобоку»; вынуть-вложить игрушку (в тазик, кастрюлю).

* С 10 мес. показывать, как поводить, покачать, покормить куклу; положить кубик на кубик; нанизывать кольца на стержень.

К концу 1 года жизни перед массажем кистей рук хорошо выполнять криомассаж (массаж с использованием льда и горячей воды).

Цель криомассажа – снижение тонуса и уменьшение напряженности мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний. Для его проведения взять две емкости (тазики). В один тазик налить теплую воду (ближе к горячей, но чтобы малышу было приятно), в другой положить ледяные кубики («конфетки»), которые легко можно сделать в холодильнике. Сначала предложить малышу пошебуршать «конфетками», затем опустить руки в теплую воду: «Потрогаем кубики («конфетки») – они холодные», «Потрогаем водичку – она горячая». Спросить: «Где горячая водичка?», «Где конфетки?»

Затем руки хорошенько встряхнуть и вытереть полотенцем. Продолжительность процедуры не должна превышать 7 минут. Одновременное ощупывание кубиков («конфеток») – от 5 до 30 секунд. Курс составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Сразу после криомассажа предложить малышу вкладывание-вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать ребенку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в другой полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки – сначала на конус, затем на стержень.

С 6-7-месячного возраста проводят упражнения для пальцев рук. Взрослый сгибает и разгибает пальцы малыша, то на правой, то на левой руке. Для разминок пальчиков используются самые разнообразные стихи-потешки. На каждую строчку потешки загибаем или разгибаем пальчики ребенка на правой, затем на левой руке, начиная с большого и заканчивая мизинчиком.

Под эти же потешки можно также делать массаж пальчиков, легкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребенка. Примеры потешек:

Источник:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2011/06/19/razvitie-melkoy-motoriki-malyshey-s-rozhdeniya-do-goda

Наши »мелкомоторные» занятия (от года до двух)

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры.

О пользе игр и занятий, развивающих мелкую моторику руки, написано достаточно много. В данной статье я хочу рассказать о тех играх, которые чаще всего использовали для занятий мы с дочкой, в возрасте от года до двух лет. Некоторые игры позаимствованы из опыта других мам, некоторые — придуманы нами самими.

Сразу хочу уточнить — большая часть перечисленных занятий рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Во-первых, это вопрос безопасности. Большинство родителей справедливо опасаются оставлять ребенка наедине с мелкими предметами, такими, как фасоль или пуговицы — поэтому подобные игры должны проходить только под контролем взрослого, особенно поначалу. Во-вторых, многие из перечисленных заданий ребенок в таком возрасте сам выполнить не в состоянии — зато охотно выступит маминым «ассистентом».

1. Мелкая моторика в играх

Для игр, разумеется, можно использовать любую «мелочь»: фигурки из «киндер-сюрпризов», мелкий конструктор — кому что нравится. Например, у нас любимой игрушкой был набор крохотной детской посуды — очень маленьких по размеру чашечек и блюдечек. Задача состояла в том, чтобы сначала достать пальчиками эти миниатюрные посудные принадлежности из коробки, затем сервировать маленький игрушечный столик: поставить блюдца, на блюдца сверху чашечки, причем сделать все так, чтобы столик не потерял равновесие и не завалился — признаюсь, с этой задачей трудно справиться было даже мне. У дочки получалось лучше.

Следующим предметом, который был способен увлечь Олечку всерьез и надолго, оказались пуговицы. По этому случаю с антресоли была снята большая шкатулка с большими, маленькими, металлическими, пластмассовыми, деревянными — яркими, разноцветными пуговицами. Эта шкатулка стала Олиной сокровищницей, с которой играла она, разумеется, только в компании со мной.

Сначала дочке просто нравилось запускать в коробку пальцы и перебирать содержимое. Затем — перекладывать, пересыпать в стаканчики. Позже, когда рутинное перебирание и раскладывание пуговиц Оле немного наскучило, мы начали включать этот «мелкомоторный» предмет в наши ролевые игры. Например, варили для кукол и зверушек кашу — пересыпали пуговицы в кастрюльку, помешивали, затем раскладывали по тарелочкам. Или перевозили «ценный груз», сложив пуговицы в грузовичок и двигаясь от мишкиного домика к зайкиной избушке.

Далее мы стали, выбирая наиболее крупные и красивые пуговицы, выкладывать на ковре узоры: дорожки, цветы и так далее. Составляли из больших пуговиц » башенки», выкладывая их одну на другую.

В более старшем возрасте, ближе к двум годам, — смешивали в коробке пуговицы и фасоль, и Оле предстояло, как Золушке, отобрать крупу.

Говоря о «мелкомоторных» играх, трудно обойти вниманием традиционные развивающие игрушки. Для развития маленьких пальчиков очень полезными считаются шнуровки, но дочка оказалась равнодушна ко всем их видам. Зато очень увлекли ее рамки-вкладыши (которые мы не только собирали, но также обводили по контуру и раскрашивали), паззлы (хотя Оля еще не могла, конечно, собрать целую картинку, но соединение «кусочков» по моей подсказке ей очень нравилось и служило хорошим пальчиковым упражнением) и «склеивание» разрезанных пополам картинок.

Ближе к двум годам Олечка очень полюбила книжки с наклейками. Ассортимент этих книг достаточно разнообразен (животные, растения, цифры, буквы и пр.), но я заметила, что малышке доставляет большое удовольствие именно сам процесс отклеивания и наклеивания картинок. Поэтому мы стали покупать обычные наклейки в киосках канцтоваров (желательно тематические — например, с изображением овощей, фруктов, цветов) и наклеивать их в специальный альбомчик. Впрочем, книжками с наклейками мы также продолжаем пользоваться.

2. Мелкая моторика и творчество

Как известно, лепка и рисование сами по себе являются мощным инструментом для развития мелкой моторики. Обращу внимание на некоторые моменты, которые хорошо использовались именно в данном возрасте.

  • рисование кусочком поролона. Тут два момента — во-первых, отрывание от поролона мелких кусочков нравится ребенку само по себе. Во-вторых, выжимание этих кусочков в процессе рисования является очень хорошим упражнением для детской ручки
  • рисование ватной палочкой или спичкой — приходится прилагать больше усилий, чем при рисовании кисточкой
  • и, разумеется, рисование пальцами

Что касается лепки, то, конечно же, разминание пластилина, перекатывание в руках пластилиновых шариков, отрывание мелких кусочков, наклеивание их на бумагу — список можно продолжать долго. Совместными с дочкой усилиями мы изготавливали (и продолжаем сейчас) поделки из пластилина и различных материалов. Например, пластилиновую куколку. Я скатываю шарик (получается голова), а Оле предлагается оторвать два маленьких кусочка пластилина и приделать кукле глазки. Потом скатать пластилиновую колбаску (это она умеет), которую мы вместе превращаем в ротик. А в заключение приделать кукле «волосы». В качестве «волос» мы используем макароны в форме спиралек — и на голове у куклы появляются забавные кудряшки. Сооружение такого «парика» под силу самой Оле.

Есть поделки и попроще, с которыми ребенок может справиться самостоятельно. Например, «ежик» — малышу предлагается утыкать кусок пластилина спичками. Или «новогодняя елка» — обычную еловую шишку украсить пластилиновыми кусочками. Ну, и так далее.

Еще одним инструментом для развития моторики, сродни пластилину, к моему удивлению оказалась. фольга. Да-да, обычный лист пищевой фольги можно скрутить в жгутик и из этого жгутика соорудить нечто . например, кольцо, подковку и т.д. Из маленьких кусочков фольги можно попробовать скатать шарики. И самое простое, то, что очень нравилось Оле — заворачивать и разворачивать небольшие предметы, например, фигурки, вылепленные из пластилина нашими совместными с дочкой усилиями. Аналогичным образом мы заворачивали в фольгу макаронные фигурки.

К слову, фигурные макароны (в форме ракушек, цветков, листиков) — наша особая любовь. С ними можно делать что угодно. Можно просто утыкать кусок пластилина макаронными цветками или ракушками, и сделать «цветочную поляну» или «морской берег». Можно попробовать нанизать те же макаронины на леску и соорудить симпатичное ожерелье или браслет. А можно просто выкладывать импровизированные узоры на листе цветной бумаги — очень интересно и красиво получается.

Цветная бумага — тоже полезный предмет. Орудовать ножницами малышу еще не под силу пока (поползновения есть, но пока безрезультатные), а вот рвать лист цветной бумаги на полосы — сплошное удовольствие. Цветная бумага рвется легче, чем, например, старые газеты, и, разумеется, ребенка яркая цветовая гамма привлекает больше, чем непритязательный газетный лист.

Ну вот, пожалуй, основное, наше любимое.

3. Мелкая моторика на кухне

На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда — и малыш при деле.

Итак, достается крупа (гречка, горох, рис), ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать), ложечки, миски, стаканчики — все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т.д. Когда у меня появляется пауза в работе, мы вместе выкладываем из крупы узоры на подносе. Поднос подбираем по контрасту с крупой (например, если рис — поднос берем темный, если гречка — то наоборот) и выкладываем дорожки, домики, цветы. Или засыпаем весь поднос крупой, и дочка сосредоточено водит по нем пальцем, с любопытством глядя на появляющиеся разводы.

Кроме того, для игр с крупой мы любим использовать лотки из-под яиц или конфетные коробки с ячейками — Оле очень нравится распределять крупинки по «гнездышкам». К тому же, это занятие занимает достаточно много времени и не требует моего участия — мне остается лишь исподволь наблюдать за соблюдением техники безопасности.

Однако крупа — не единственный вид «кухонной деятельности». Оля очень любит «помогать». Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков? Олечка даже лук любит чистить ручками — и при этом не плачет совсем.

Еще с того момента, как дочка научилась ползать, нижние секции кухонных шкафов были освобождены под «исследовательский инвентарь». Туда я сложила безопасные, но интересные для ребенка предметы: пластиковую посуду, небольшие судочки и мисочки, и, среди прочего, пластмассовые бутылки с закручивающимися пробками. Вот эти бутылки и увлекали Олю надолго: откручивать и закручивать пробки и примерять их на другие бутылки — очень интересное и достаточно трудоемкое для детской руки занятие.

Единственным побочным эффектом наших развивающих занятий на кухне является «творческий» беспорядок — ну, а без этого, увы, никак.

4.Мелкая моторика и самостоятельное одевание

С раннего возраста все попытки Оли одеться самостоятельно мы всячески поощряли, обучая, как застегнуть кнопку или пуговицу на курточке, или «липучку» на ботинке — для детских пальчиков поистине ювелирная работа.

5. Мелкая моторика на прогулке

Тут можно долго рассказывать: все мы знаем, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень — мы с Олей всегда возвращались из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебирали, раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки. На прогулке Олечка обрывала с гроздей ягодки рябины и перекатывала их в ладошках.

А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.

Разумеется, в данной статье описан далеко не полный перечень игр и занятий, которые можно предложить ребенку в данном возрасте для развития мелкой моторики руки. Таких игр может быть великое множество — в зависимости от интересов ребенка и фантазии родителей. Но, возможно, наши идеи окажутся полезными и для вас.

Источник:
http://www.7ya.ru/article/Nashi-melkomotornye-zanyatiya-ot-goda-do-dvuh/

Мелкая моторика для детей до года

Речь малыша напрямую зависит от развития его пальчиков. Чем лучше проработана мелкая моторика ребенка, тем раньше и правильнее он начнет разговаривать. Это давно заметили психологи. Но еще столетия назад наши предки уделяли особое внимание пальчикам ребенка. Неслучайно в народном фольклоре так много потешек и присказок на тему пальчиков: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и многие другие. Как развивается мелкая моторика у малыша до года? На что обратить внимание маме? Как помочь малышу лучше узнать свои пальчики?

Этапы развития мелкой моторики у ребенка от 0 до 12 месяцев

  • 1 месяц. В этом возрасте пальчики пока слабо слушаются кроху. Маленький «боксер» почти всегда держит кулачки сжатыми. Гипертонус не дает ладошке раскрыться. Хорошо работает хватательный рефлекс: малыш плотно сжимает мамин палец или какой-нибудь предмет, вложенный в его ладошку. Ручки младенца такие сильные, что он может даже «подтянуться», держась за пальцы взрослого.
  • 2 месяца. Гипертонус снижается. Хватательный рефлекс еще держится, но уже не так ярко выражен. Ладошки малыша чаще полураскрыты.
  • 3 месяца. Ребенок пытается управлять своими ручками: тянет их к игрушке. Но он пока не может ухватить предмет, лишь ударяет по нему.Часто случаются промахи. Однако маленький упрямец не оставляет попытки схватить приглянувшуюся вещицу.
  • 4 месяца. Кроха уже может взять предмет, дотянувшись до него или по крайней мере придвинуть его к себе. Способен держать игрушку двумя ручками. Очень любит изучать свои пальчики, рассматривать их, играть с ними.
  • 5 месяцев. Кисть малыша теперь полностью раскрыта. Он тянет ручку к игрушке, берет предмет, рассматривает. Роняет, после чего поднимает вещь другой ручкой.
  • 6 месяцев. Ребенок может перекладывать предмет из одной руки в другую. Если держа одну игрушку, он заметит другую, то первую роняет и переключает внимание на новый объект исследований.
  • 7 месяцев. Может держать в каждой руке по игрушке, удерживать предмет только пальчиками, не касаясь им ладошки.
  • 8-9 месяцев. Проведите небольшой эксперимент: пусть малыш держит в руке игрушку, в это время протяните ему другую вещь. Чтобы взять ее, ребенок не выронит первый предмет, а отложит в сторону. Либо будет держать по игрушке в каждой руке. В этот период детки любят специально бросать игрушки на пол, предлагая маме поиграть в «увлекательную» игру под названием «Мамочка, подними!» Поэтому рекомендуется привязывать на прогулке игрушки и погремушки к коляске на веревочку. Можно использовать специальную пластиковую цепочку с прищепкой. Это избавит от многих проблем.
  • 10 месяцев. Достаточно уверенно берет предметы двумя пальчиками. С интересом стучит одной игрушкой о другую.
  • 11 месяцев – 1 год. Малыш в состоянии поднимать достаточно мелкие предметы: микроскопические обрывки бумаги, тонкие шнурочки. Особенно карапузы в этом возрасте обожают собирать мелкие соринки с пола. Для захвата ребенок использует подушечки большого и указательного пальцев. Именно этот навык (захват двумя пальцами) является основным показателем достаточно развитой мелкой моторики ребенка в 1 год.

Как развивать моторику у ребенка до года

Чтобы малыш своевременно осваивал все положенные для своего возраста навыки, нужно заниматься с ним. Это просто. На первом месяце жизни крохи достаточно делать ему массаж ладошек и пальчиков. Манипуляции с ручками младенца лучше проводить, когда он спит, а его ладошки раскрыты. Гладим ладошки круговыми движениями, разминаем каждый пальчик.

Для ребенка постарше (с 3-х месяцев) можно купить в аптеке или детском магазине рельефный мячик и катать его по ладошке. Также можно использовать шишки, грецкие орехи, камушки и другие предметы с различной текстурой. Важно следить за безопасностью подобных вещей: от природных материалов не должны отделяться «чешуйки» или кусочки скорлупы.

Очень полезное занятие для развития мелкой моторики – игровая пальчиковая гимнастика. Вспомните игры с пальчиками из своего детства или поищите их в Интернете. Вариантов – масса, от «Сороки-белобоки» до «Этот пальчик хочет спать…». Игры должны быть короткими, слова –ритмичными. Примерно к году занятия можно усложнить: не мама манипулирует пальчиками ребенка, а кроха сам выполняет определенные движения ручками («Ладушки-ладушки», «Мы капусту рубим-рубим…» и подобные игры).

С их помощью пальчиковых игр тренируется не только мелкая моторика ребенка, но и развивается его внимание, память, фантазия. Малыш запоминает понятия «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «по кругу» и другие, изучает названия пальчиков и просто весело проводит время с мамой. Пальчиковые игры хороши тем, что не требуют дополнительного «инвентаря». Можно заниматься развитием мелкой моторики дома и на скамейке в парке, в поездке и в очереди к врачу. Главное – уделять подобным «развивашкам» хотя бы 15-20 минут ежедневно.

Для развития моторики малыша важен тактильный контакт с различными текстурами. Отличные помощники – развивающие игрушки для самых маленьких. Они могут быть выполнены из разных материалов (дерево, пластик, резина, текстиль), иметь разный наполнитель (гречка, шарики, шуршащая ткань). Многие мамы дают своим малышам возможность повозиться в муке или крупе. Это тоже полезно для детских пальчиков.

Развитие мелкой моторики ребенка не требует от мамочки сверх усилий. Как правило, это простые действия. Но они имеют огромное значение для интеллектуального развития малыша.

Источник:
http://farla.ru/blog-farla/melkaya-motorika-dlya-detey-do-goda.html

Развитие мелкой моторики

  • Запись на тестдрайв
  • Мамы рекомендуют
  • Мероприятия

Жанна Иосифовна Бабанова

Врач-педиатр, окончила Белорусский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Имеет большой опыт врачебной практики, эксперт в области детского питания, грудного вскармливания, питания беременных женщин и кормящих матерей.

Неоднократно участвовала в международных конференциях по педиатрии, детской диетологии, гастроэнтерологии и аллергологии. Участник съездов педиатров Беларуси, Конгрессов и съездов педиатров России, Конгрессов педиатров стран СНГ. Организатор и участник круглых столов и семинаров для молодых мам и пап по тематике грудного вскармливания, правильного питания ребенка раннего возраста, по уходу за ребенком первого года жизни. Автор многочисленных статей и публикаций для родителей по вопросам питания и ухода за детьми первого года жизни.

Развитие мелкой моторики

В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног при участии нервной, мышечной, костной, а также зрительной систем. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

К мелкой моторике можно отнести разнообразные движения и жесты, начиная от самых простых (захват ручкой ребенка предмета) до сложных (рисование, письмо).

В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены близко друг к другу, поэтому развивая двигательные навыки рук, мы способствуем развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения и координации.

Положительное влияние упражнений с участием рук и пальцев на деятельность мозга начали изучать еще до нашей эры на древнем Востоке. Японские врачи доказали, что на кистях рук расположено много точек, массируя которые можно воздействовать на развитие памяти и мышления, что лежит в основе акупунктуры. Исследования российских физиологов также подтверждают эту взаимосвязь. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Развитие навыков мелкой моторики очень важно, потому что использование точных, координированных движений понадобятся ребенку в дальнейшем: чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных учебных и бытовых действий. Развитие у ребёнка мелкой моторики начинается ещё в первые месяцы жизни, когда ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки. Поэтому работу по её развитию нужно начинать с самого раннего возраста.

В первые месяцы это поглаживание и легкий массаж пальчиков. Возьмите в свою ладонь его маленькую ручку, погладьте и слегка помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой ручке. Это очень полезное и приятное занятие, которое оказывает положительное влияние на общее развитие, укрепляет иммунитет и способствует развитию речи в дальнейшем.

К 3 месяцам малыш с интересом разглядывает свои ручки и пытается ими управлять, рассматривает пальчики. В этом же возрасте начинает формироваться навык захвата предмета. Вложенная в ручку игрушка быстро схватывается и, как правило, тянется в рот. Не давайте детям тяжелые погремушки, чтобы во время игры малыш не ударил ими себя по голове!

К 4 месяцам ребенок уже сознательно берет игрушку всей ладошкой, а к 6 месяцам удерживает ее двумя руками, изучает пальчиками предметы более детально. Именно с помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, текстуре и величине. Одна из самых простых игр — это знакомство с миром на ощупь. Дайте малышу возможность прикоснуться к новому предмету. Проводите его ручкой по разным предметам и поверхностям (стенка, шкаф, меховое пальто, ковер и т.д.). Это дает возможность крохе больше узнать о том, что находится вокруг. Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Особенно интересно играть в эту игру на улице в теплое время года: маленький исследователь может изучить наощупь листочки, цветы, кору деревьев, песок и т.д.

Пальчиковые игры
Самое оптимальное время для того, чтобы начинать осваивать наиболее простых из них – это 5 — 6 месяцев.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка — он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Выберите время, когда ребенок находится в хорошем настроении. Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые укрепляют ручки ребенка, делают их более сильными, подвижными и ловкими. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения — помогайте ему. Читая малышу стихотворение или потешки поочередно загибайте пальчики, немного их массируя и поглаживая:

«Сорока-ворона кашу варила (водите пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка), деток кормила.
этому дала, (загибаем мизинчик)
этому дала, (загибаем безымянный палец)
этому дала, (загибаем средний палец)
этому дала, (загибаем указательный палец)
а этому не дала (держим большой палец и НЕ загибаем его):
ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал.»
*********************
«Раз, два, три, четыре, пять — вышли пальчики гулять.
Этот пальчик — самый первый,
этот пальчик — самый смелый,
этот пальчик — кашу ел,
этот пальчик — песни пел,
этот пальчик в лес пошел и большущий гриб нашел»

Стихи должны быть короткими, чтобы не наскучили малышу. Занятия пальчиковыми играми в возрасте до года не должны превышать 5-7 минут. Заканчивать их лучше до появления у ребенка первых признаков усталости или потери интереса.

В 7 месяцев ребенок начинает перекладывать игрушки из одной ручки в другую, хлопать в ладоши. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки»:

«Ладушки, ладушки,
Где были? — у бабушки.
Что ели? — кашку.
Что пили? — бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.»

Развить силу пальчиков поможет игра с разрыванием бумаги (например, салфетку) на кусочки «Лепим снежок». Дайте малышу салфетку в ручки и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в белоснежные шарики-снежки. Малыши предаются этой забаве подолгу и с удовольствием. Снабжайте своего малыша мячиками для сжимания, игрушками, которые издают звуки и мелодии, которые можно потрясти и перемещать в них детали.

В 8-10 месяцев кроха постепенно осваивает очень важный для развития детей навык — способность брать что-либо только двумя пальчиками — «пинцетный захват». Ребенок берет кончиками указательного и большого пальца более мелкие детали. Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: рассыпьте несколько больших пуговиц, или шариков, или палочек, или других подобных предметов, и предложите ребенку собрать предметы в банку или коробку. Только будьте очень внимательны: во время игр постоянно находитесь рядом с малышом, не оставляйте его ни на секунду без присмотра! Не давайте ребенку слишком мелкие предметы! Они могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами!

К 10-12 месяцам учите ребенка разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать ложку, чашку, вкладывать в ручку карандаш, учить рисовать «каракули». В этом возрасте появляется указательный жест. Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать. Можно поиграть в игру «где, что находится?». Попросите своего малыша показать пальчиком « Где машинка? Пирамидка? Печенье?» и т.д.

Ближе к году приступайте к более сложным пальчиковым играм — показывайте крохе движения его руками и попросите их повторить. Например:

Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмем, жмем.

Ва ж ные советы родителям:
1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте ребенка до года не должна превышать 5-7 минут.
2.Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость.
4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по-отдельности.
6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра!
7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.

Интересных и увлекательных игр вам и вашему малышу!

Источник:
http://buslik.by/advices/pervyy-god-zhizni-malysha/razvitie-melkoy-motoriki-u-rebenka-do-1-goda/

Читать еще:  Виды желтух: сравнительная таблица всех типов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector