Развитие ребенка по месяцам до года

В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы роста и веса специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Источник:
http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/po-mesyacam-do-goda/

Нормы развития ребенка до года

Нормы развития ребенка — это определенный ориентир, на который опираются педиатры при осмотре деток. Они включают в себя комплекс важных областей развития: физическую, психологическую и эмоциональную составляющие. Знание общепринятых норм помогает ориентироваться в состоянии малыша, вовремя замечать и корректировать возможные отклонения.

Физическое развитие ребенка до года

Каждый месяц на приеме у педиатра врач наблюдает и фиксирует физическое развитие малыша. Педиатрами разработаны нормы физического развития деток, прибавки в весе, росте, окружности головы. Эти параметры очень важны, по ним можно судить о гармоничности развития малыша. Скорость и параметры физического развития девочек и мальчиков немного отличаются.

Развитие ребенка по месяцам до года (мальчика).

Месяц Вес мин., кг Вес макс., кг Рост мин., см Рост макс., см Окружность головы, мин., см Окружность головы, макс., см
Рождение 2,9 3,9 48 51,8 33,2 35,7
1 3,9 5,1 52,8 56,7 36,1 38,4
2 4,9 6,3 56,4 60,4 38 40,3
3 5,7 7,2 59,4 63,5 39,3 41,7
4 6,2 7,8 61,8 66 40,4 42,8
5 6,7 8,4 63,8 68 41,4 43,8
6 7,1 8,8 65,5 69,8 42,1 44,6
7 7,4 9,2 67 71,3 42,7 45,2
8 7,7 9,6 68,4 72,8 43,3 45,8
9 8 9,9 69,7 74,2 43,7 46,3
10 8,2 10,2 71 75,6 44,1 46,7
11 8,4 10,5 72,2 76,9 44,5 47
12 8,6 10,8 73,4 78,1 44,8 47,4

Развитие ребенка по месяцам до года (девочка).

Месяц Вес мин., кг Вес макс., кг Рост мин., см Рост макс., см Окружность головы, мин., см Окружность головы, макс., см
1 3.6 4.8 51,7 55,6 35,4 37,7
2 4.5 5.8 55 59,1 37 39,5
3 5.2 6.6 57,7 61,9 38,3 40,8
4 5.7 7.3 59,9 64,3 39,3 41,8
5 6.1 7.8 61,8 66,2 40,2 42,7
6 6.5 8.2 63,5 68 40,9 43,5
7 6.8 8.6 65 69,6 41,5 44,1
8 7.0 9.0 66,4 71,1 42 44,7
9-11 7.7 9.9 70,3 75,3 43,2 45,9
12 7.9 10.1 71,4 76,6 43,5 46,3

Еще один важный параметр, отражающий физическое развитие ребенка, это окружность груди.

Месяц Окружность груди, см
При рождении 31-35,9
1 34-36
2 36-38
3 36-39
4 36-40
5 37-42
6 42-45
7 45-46
8 46-47
9 46,5-47,5
10 47-48
11 47,5-48,5
12 48-49

Физические навыки ребенка, развитие ребенка по месяцам до 1 года

Месяц Физические навыки малыша
1 Пытается приподнимать голову
2 Улучшается координация движений
3 Уверенно держит голову
4 Фиксирует взгляд на движущихся предметах
5 Сам переворачивается, ползает назад
6 Ползает по-пластунски
7 Сидит с опорой, ползает вперед, пьет из чашки, кушает с ложечки
8 Может вставать и передвигаться у опоры, самостоятельно сидит
9 Стоит и ходит с опорой, ползает
10 Садится из положения стоя, пытается ходить
11 Поднимает предметы с пола, встает, приседает
12 Активно передвигается, ложится, встает, ходит

Развитие зрения

Очень важно проверять, как развивается зрение малыша. Такую проверку проводят в первую неделю после рождения, в месяц, в три месяца, в полгода и когда ребенку исполнится годик.

Развитие ребенка по месяцам с рождения (таблица средней остроты зрения).

Возраст малыша Острота зрения
1 неделя 0,002-0,02 (до 2%)
1 месяц 0,008-0,03 (до 3%)
3 месяца 0,05-0,1 (5-10%)
6 месяцев 0,1-0,3 (10-30%)
1 год 0,3-0,6 (30-60%)

Развитие слуха

Примерный возраст проявления слуховой реакции Развитие слуха малыша
10 дней Вздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 дней Успокаивается при приятном звуке.
1 месяц Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика.
2 месяца Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну, то в другую (2-3 поисковых движения глазами) сторону.
Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор.
3 месяца Замирает при появлении нового звука на фоне других.

Прислушивается к музыке. Выделяет голос матери. 4 месяца По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.

Поворачивает голову в сторону источника звука на уровне уха и находит его глазами.

Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. 5 месяцев Различает строгую и ласковую интонацию. 6 месяцев Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам.

Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнесшего его. 7 месяцев В положении сидя поворачивается к источнику звука. 8 месяцев Интересуется предметами, производящими звук. 9 месяцев Анализирует звуки, подражает им. 10 месяцев Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди». Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет в его лепете. 11 месяцев Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. 12 месяцев Легко подражает новым услышанным словам.

Нервно-психическое развитие малыша

В течение первого года развитие малыша идет стремительными темпами. С каждым месяцем оно усложняется, добавляются новые навыки и умения.

Таблица развития ребенка по месяцам до года.

Месяц Развитие эмоций и интеллекта малыша
1 Начинают координироваться движения рук и глаз.

Кратковременно следит взглядом за погремушкой. Прислушивается к голосам. 2 Удерживает взгляд на движущемся предмете. Отвечает улыбкой на обращение к нему. Увеличивается интерес к внешним объектам. 3 Поворачивается к источникам звука. Полностью проявляется «комплекс оживления», высок и избирательный интерес к игрушкам, предметам. 4 Отличает маму от посторонних, следит за игрушкой до 3 минут, различает голоса. 5 Настораживается при чужих голосах. Изучает все на ощупь. Различает интонации. Поворачивается к источнику звука всем телом. 6 Проявляет эмоции радости и недовольства. 7 Понимает интонацию, слово «нет». Изучает причинно-следственные связи (бросил игрушку, следит, куда она упала). 8 Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость). Не любит незнакомцев, беспокоится при чужих, общается и льнет к близким людям. Все изучает и исследует. 9 Понимает простые поручения. Развивается долговременная и рабочая память. 10 Повторяет за мимикой взрослых. Хорошо контактирует с другими детьми. Происходит усложнение всех чувств, слуха, тактильных ощущений. 11 Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела. 12 Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы, выполняет несложные поручения.

Развитие речи малыша до года

Речь — высшая психическая функция. Развитие речи зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Речь — это и средство общения, и основа мышления. Развитие речи малыша показывает развитие его мозга, мышления, способности анализировать, делать выводы об окружающем мире.

Речь — таблица развития ребенка до года.

Месяц Развитие эмоций и интеллекта малыша
1 Тихое гуление
2 В хорошем настроении понемногу гулит
3 Длительное гуление
4 На смену гулению приходит первый лепет
5 Лепечет, произносит слоги «ма», «па»
6 Активный лепет, воспроизводит простые слоги
7 Лепет, появление слогов «та», «на», «да» и др.
8 Первые односложные слова
9 Активное лепетание, новые слоги
10 Произносит простые слова «ляля», «ав-ав»
11 Выражает желания — «на», «дай»
12 Много лепечет, осознанно произносит слова «мама», «баба». Повторяет слоги за взрослыми. Понимает, о чем идет речь, даже если на это не показывают руками

Приведенные данные и таблицы — ориентировочные. Все детки разные, нужно учитывать особенности развития каждого конкретного ребенка. Уделяйте внимание деткам, занимайтесь с ними, тогда их развитие будет более активным и гармоничным.

Источник:
http://littleone.com/publication/0-6229-normy-razvitiya-rebenka-do-goda

Календарь развития ребенка до года по месяцам

Развитие ребенка в первый месяц

У ребенка несколько основных рефлексов: “подошвенный”: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; “сосательный”: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; “хватательный”: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.

  • Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
  • Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
  • Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
  • Реагировует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
  • К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
  • Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке
  • Кулачки крепко сжаты. Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
  • Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя

Развитие ребенка во второй месяц

  • Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
  • Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
  • Издавать звуки (агукать).
  • Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
  • В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
  • Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
  • Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
  • Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
  • Может успокоиться сосанием
  • Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
  • Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет

Развитие ребенка в третий месяц

  • Смеется вслух;
  • Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
  • Гулит в ответ на звуки
  • Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
  • Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
  • Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
  • На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
  • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
  • Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
  • Находит источник звука и света
  • Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
  • Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
  • Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
  • Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
  • Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

Развитие ребенка в четвертый месяц

  • Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
  • Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
  • Произносит первые слоги;
  • Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
  • Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
  • Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
  • Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
  • Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
  • При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
  • В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
  • Громко смеется,
  • Визжит от восторга
  • Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
  • Переворачивается (в одну или обе сторону);
  • Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
  • Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
  • Смеется, когда его щекочут
  • Затихает, когда слышит музыку

Развитие ребенка в пятый месяц

  • Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо
    Кувыркается, раскачивается и сгибается
    Подтягивается на руках, пытаясь сесть
    Сосет пальцы на ногах
    Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
    Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
    Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
    С удовольствием рассматривает лица на картинках
    Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
    Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
    Различает знакомых и незнакомых людей
    Любит играть во время еды
    Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
    Осматривается в незнакомой обстановке
    Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет

Развитие ребенка в шестой месяц

  • Пытается ползти на животе
    Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
    Перекатываясь со спины на бок
    Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
    Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
    Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
    Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
    Любит играть едой
    Перекладывает предметы из одной емкости в другую
    Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
    Внимательно вслушивается в речь
    Откликается на свое имя
    Издает самые разнообразные звуки
    У него могут резко меняться настроение и эмоции
    Долго и тщательно изучает предметы
    Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
    Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
    Может сравнивать два предмета

Развитие ребенка в седьмой месяц

  • Ребенок становится более подвижным.
    Совершенствуется умение сидеть.
    Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
    Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
    Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые – ползают задом.
    Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
    Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
    Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
    Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
    Гладит свое отражение в зеркале
    Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
    Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.

Развитие ребенка в восьмой месяц

  • У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
    Ребенок ползает
    Он любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок
    Может долго играться с предметами
    Привязан к родителям, остерегается посторонних
    Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
    Осознано говорит «мама» и «папа»
    Ползает с игрушкой в руке
    Встает у опоры
    Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
    Хлопает в ладоши и машет руками
    Гладит и целует свое отражение в зеркале
    Все пробует на вкус

Развитие ребенка в девятый месяц

  • Хлопает в ладоши и стучит предметами
    Поднимает и играет двумя предметами одновременно
    Может листать толстые страницы картонной книжки
    Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
    Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
    Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
    Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
    Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
    Может разворачиваться, когда ползает
    Сует пальчики во все дырочки;
    Может научиться защищать себя и свои игрушки
    Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
    Имитирует различные звуки
    Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
    Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
    Выполняет простые просьбы

Развитие ребенка в десятый месяц

  • Может вставать у опоры
    Ходит, держась обеими руками
    Садится из положения стоя
    Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
    Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
    Может унести два мелких предмета в одной руке
    Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
    Обожает играть с водой
    Подражает жестам, выражениям лица, звукам
    Боится незнакомых мест
    Любит подражать действиям других
    Понимает и выполняет некоторые просьбы
    Открывает ящики и исследует их содержимое
    Любит помещать предметы друг в друга

Развитие ребенка в одиннадцатый месяц

  • Самостоятельно садиться из положения на животе;
    Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
    Понимать слово “нельзя”.
    Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
    Ходить, держась за мебель;
    Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
    Короткое время стоять без посторонней помощи;
    Отчетливо произносить “папа” или “мама”, “дай”;
    Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
    “Играть в мячик” (катить вам мяч обратно);
    Пить из чашки без посторонней помощи;
    Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
    Произносить 3 (или больше) слова, кроме “мама” или “папа”;
    Отвечать жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку);

Развитие ребенка в двенадцатый месяц

  • Самостоятельно стоит
    Самостоятельно ходит
    Встает из положения сидя на корточках
    Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
    Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
    Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
    Начинает капризничать
    Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
    Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
    Начинает проявлять чувство юмора
    Откусывает, жует твердую пищу;
    Пользуется ложкой и чашкой
    Понимает почти все из того, что ему говорят
    Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
    Узнает животных на картинках
    Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
    Проявляет самостоятельность.

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.

Источник:
http://www.baby.ru/blogs/post/214830670-129914436/

Таблица развития ребенка по месяцам до года

Первый год жизни малыша — фундаментальный и главный этап для самого младенца и родителей. Начинается этот период с первого крика новорожденного, а завершается моментом, когда кроха научится ходить, разговаривать, выражать свои эмоции. Таблица развития ребенка по месяцам до года поможет новоиспеченным родителям понять, чему должен научиться их малыш на определенной вехе развития, и что должно их насторожить.

Недоношенный ребенок: развитие по месяцам в таблице

Организм деток, рожденных раньше положенного срока, очень слаб. Родители переживают, смогут ли их малыши овладеть навыками, свойственными доношенным детям такого же возраста. Согласно статистическим данным, в первые шесть месяцев по основным показателям недоношенные младенцы развиваются медленнее, чем их сверстники, но затем могут быстро нагнать и даже обогнать доношенных детей.

1 месяц Организм недоношенного малыша в этом возрасте еще ослаблен, поэтому все, что он умеет делать, это спать и глотать еду. Сосательный рефлекс пока развит плохо, поэтому ребенка кормят из бутылочки.
2 месяц Младенец пока очень быстро утомляется, но тонус его мышц уже заметно усиливается, нарастает двигательная активность. Он учится концентрировать взгляд на предметах, изучает окружающую обстановку. Кроха может пытаться удерживать голову, но это удается пока с трудом.
3 месяц Способен фокусировать взгляд на предмете, пытается приподнять головку. Проявляется хватательный рефлекс.Возрастает активность, повышается аппетит, увеличиваются показатели веса и роста.
4 месяц Издает новые звуки, пытается общаться, хватает и трясет игрушку, с удовольствием рассматривает окружающие предметы, удерживает голову и вращает ею, пытаясь найти источник звука.
5 месяц Трясет погремушкой, идет на контакт со взрослым, осознанно улыбается, лепечет, реагирует на маму и папу, пытается перевернуться со спины на живот.
6 месяц Переворачивается с живота на спину и наоборот, проявляет интерес к играм, крепко зажимает в ручке игрушку.Усиливается его слуховое восприятие.
7 месяц Проявляет желание есть самостоятельно, пытается ползать, может играть сам с собой, становится на четвереньки.
8 месяц Делает попытки сидеть самостоятельно, играет в таком положении, указывает пальчиком на знакомый предмет, понимает обращенную к нему речь.
9 месяц Уверенно сидит, может начать самостоятельно вставать, ходить вдоль стенки.
10 месяц Самостоятельно стоит у опоры, ползает, может произносить отдельные слоги.
11 месяц Пытается сделать первые шаги без опоры, может отвечать слогами и простыми словами, интересуется взрослой пищей.
12 месяц Ходит, говорит, изучает игровые приемы.

Таблицы развития ребенка по месяцам до года в норме

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому показатели, приведенные в таблицах развития доношенных детей, можно назвать усредненными, без учета индивидуальных особенностей.

1 месяц Лежа на животе, малыш поднимает голову на несколько секунд, четко реагирует на яркий свет, громкие звуки, взмахивая ручками и прижимая их к телу.
2 месяц Удерживает голову, находясь в вертикальном положении, следит за интересующими объектами, не боится света и звуков, хватает пальчиками игрушки.
3 месяц Уверенно держит голову, может опираться на локти, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть корпуса.
4 месяц Отталкивается ножками в вертикальном положении, ярко реагирует на игрушки, переворачивается со спины на животик, поднимает голову, хватает игрушки.
5 месяц Пытается приподняться самостоятельно, сесть. Внимательно изучает предметы, реагирует на близких.
6 месяц Самостоятельно садится, переворачивается со спины на живот и обратно. Пытается осознанно шагать с помощью взрослых, поднимает игрушки.
7 месяц Начинает активно ползать, пытается стоять, опираясь на мебель, стены, иногда делает мелкие шажки. С удовольствием рассматривает свое отражение в зеркале, интересуется окружающими предметами.
8 месяц Долго играет любимыми игрушками, уверенно переступает ножками по полу, держась за руки родителей.
9 месяц Пытается вставать на ножки и ходить без помощи мамы и папы. Мелкая моторика малыша достаточно развита – он передвигает мелкие предметы, собирает пирамидки, детали несложных конструкторов.
10 месяц Способен проявлять эмоции односложными словами, движениями ручек. Имитирует интонацию, жесты родителей. Его надолго увлекают простые действия – ребенок открывает и закрывает дверцу шкафа, поднимает и бросает игрушки.
11 месяц Достаточное развитие коммуникативных навыков позволяет крохе мимикой и жестами выразить свое одобрение или неодобрение, согласие или несогласие. Имитирует звуки животных, охотно показывает что-нибудь по просьбе.
12 месяц Интересуется абсолютно всем, происходящим вокруг: звуками, действиями. По просьбе близких способен выполнить сложные задачи – закрыть или открыть дверь, принести предметы.

Какие проблемы могут быть в развитии ребёнка первого года жизни? Что советуют делать специалисты?

Бить тревогу и обращаться к педиатру специалисты советуют, если в определенном возрасте у малыша не вырабатываются нужные навыки.

  • нарушения общей и мелкой моторики — таблица развития ребенка по месяцам поможет родителям узнать, на какие навыки необходимо обратить особое внимание;
  • факторов эмоционального неблагополучия;
  • отсутствия зрительного и речевого восприятия;
  • дефицита эмоционального развития и социальных навыков.

Для того, чтобы ребенок успешно освоил те или иные действия, известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует родителям активно сотрудничать с малышом:

  • несколько раз на собственном примере повторять совершение действия;
  • оценивать, насколько правильно малыш его выполняет;
  • эмоционально поддерживать кроху, особенно при его неудачах.

Какие проблемы были в развитии моего малыша в возрасте до 1 года? Как я их решала?

Ольга, 31 год, Омск:

«Мой ребенок родился на 39 неделе абсолютно здоровым. Но в двухмесячном возрасте я заметила, что держать голову ему сложно – быстро уставал. Я считаю себя ответственной мамой, таблица развития малыша была изучена мной вдоль и поперек, поэтому стало понятно, что проблема имеет место быть. Обратились к педиатру, она посоветовала делать сыну массаж. Уже после нескольких сеансов Егорка окреп, смог поднять головку и держать её дольше, чем раньше. Массажики очень нравились моему малышу, поэтому продолжили курс еще на несколько недель. Так что – все решаемо, нужно просто вовремя обращаться к врачу!»

Темпы развития у всех малышей разные, поэтому ориентироваться на сроки появления тех или иных навыков, тревожится и огорчаться по поводу их отсутствия не стоит. Отставание от возрастных показателей вовсе не означает, что ребенок развивается неправильно. Родителям важно просто следить, чтобы развитие младенца прогрессировало, а предыдущие достижения сменялись новыми.

Автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.

Источник:
http://rodaradi.ru/ot-rozhdeniya-do-goda/tablica-razvitija-rebenka-po-mesjacam-do-goda/

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития ребенка до года

1 месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

3 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
  • осмысленно улыбается и громко хохочет;
  • трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
  • отвечает гулением;
  • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
  • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
  • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
  • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
  • крутит головой во все стороны;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
  • поворачивает головку в сторону источника звука;
  • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.

4 месяц

  • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
  • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
  • переворачивается со спины на живот;
  • ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
  • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
  • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
  • лежа на спине приподнимает голову;
  • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
  • ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
  • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
  • затихает, когда начинает играть музыка;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • отличает знакомого человека от чужого;
  • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».

5 месяц

  • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
  • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
  • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
  • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
  • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
  • может держать бутылочку ручками;
  • играет в игру «ку-ку»;
  • пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
  • у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.

6 месяц

  • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
  • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
  • пытается сидеть;
  • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
  • постоянно играет с игрушками;
  • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
  • откликается на свое имя;
  • постоянно издает разнообразные звуки;
  • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
  • подражает взрослым: чихает, смеется.

7 месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
  • семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
  • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
  • уверенно сидит, держа спинку прямо;
  • делает первые попытки вставать у опоры;
  • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
  • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
  • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
  • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
  • ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
  • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
  • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
  • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».

8 месяц

  • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
  • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
  • может открывать крышки коробок;
  • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
  • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
  • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
  • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
  • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.

9 месяц

  • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
  • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
  • стучит игрушками или предметами о поверхность;
  • хлопает в ладоши;
  • листает толстые страницы детской книги;
  • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
  • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
  • приседает и ритмично прыгает у опоры;
  • танцует под музыку, держась у опоры;
  • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
  • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
  • ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
  • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
  • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».

10 месяц

  • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
  • без особого труда встает у опоры;
  • ходит, держась за руки мамы;
  • может сесть из положения стоя;
  • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
  • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
  • остерегается незнакомых людей и мест;
  • понимает простые просьбы и выполняет их;
  • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
  • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
  • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.

11 месяц

  • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
  • ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
  • может самостоятельно сеть из положения на животе;
  • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
  • машет рукой «пока-пока»;
  • играет в «ку-ку», «ладушки»;
  • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
  • пытается ходить самостоятельно;
  • может недолго самостоятельно стоять;
  • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • показывает пальчиком, что желает взять;
  • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
  • постоянно произносит различные звуки.

12 месяц

  • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
  • самостоятельно стоит;
  • ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
  • может встать из положения сидя на корточках;
  • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
  • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
  • капризничает, если что-то не нравится;
  • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
  • может отказываться от нелюбимой пищи;
  • откусывает твердую пищу;
  • пользуется ложкой;
  • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
  • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
  • узнает и показывает животных на улице и картинках;
  • проявляет самостоятельность.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Источник:
http://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/razvitie-detey-ot-rojdeniya-do-goda.html

Читать еще:  Калорийность семги в зависимости от способа приготовления
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector